Часть 001
1. Почти 200 лет по реке Чусовой проходили караваны барок с металлом уральских заводов, доставляемых в Пермь. Барки сплавлялись весной по высокой воде, поднимаемой еще выше тем, что вода из прудов заводов, расположенных в верховьях Чусовой, спускалась одновременно по договоренности («караванный вал»). Делалось это для того, чтобы еще поднять уровень воды в реке Чусовой.
Чусовая славится своими скалами-бойцами, многие из которых представляли опасность для сплавщиков и их барок, положение усугублялось и большой скоростью течения воды. Много людей погибло в холодной воде Чусовой, когда барки бились о скалы!
Спасением для сплавщиков стали лоты – слитки чугуна с шипами, с помощью которых сплавщики спасали барки от крушения Вес одного лота составлял 50 кг, на барке лоты использовались связкой в 20-25 пудов, их располагали на корме и крепили к барке цепями. Лоты на цепи волочились за баркой по дну реки и тормозили её. Особенно важно это было перед крутыми переборами. Лоты скатывались в глубину и тем самым ставили барку на фарватер.
Памятник лоту (памятник «железным караванам») находится в селе Кын в Пермском крае. У памятника установлена тумба с табличкой, содержащей его описание и комментарии.
2. Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира.
Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей, и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.